(Коноплёв Василий Евфимович; 18.04.1858, Юго-Кнауфский завод Осинского у. Пермской губ.- 25.08.1918, Осинский у. Пермской губ.), прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим., настоятель Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря. Из семьи горнозаводских крестьян - старообрядцев-беспоповцев. В 10 лет выучился грамоте, полюбил чтение книг духовного содержания, много размышлял о вере, расколе, начал понимать, что без священства спасение невозможно. О себе впосл. рассказывал: «Ночью часто вставал... и молился усердно... просил указать, в какой церкви и через каких пастырей благодать Св. Духа действует: у старообрядцев-беглопоповцев или австрийских? Просил Бога, если Церковь восточная и греко-российская не лишилась благодатных даров, то соединить меня с нею, чтобы не быть мне в дальнейшем раскольником, чего я никак не желал... И в такой заботе пребывал долгое время и поэтому не женился, чтобы не было препятствий к рассмотрению истинного пути... До 35-ти лет я был постоянно в размышлении о Церкви» (Цит. по: Дамаскин. С. 188). Коноплёв много путешествовал, встречался со старообрядческими начетчиками, изучал сочинения, написанные как старообрядцами, так и их противниками. После посещения в 1891 г. Никольского единоверческого мон-ря в Москве и бесед с его настоятелем архим. Павлом Прусским, а также посещения Иосифо-Волоколамского мон-ря, ТСЛ, занятия с древними рукописями решил присоединиться к Православию через единоверие. Однако вскоре усомнился в правильности единоверия и в это время, по его словам, много вреда принес Церкви, останавливая желавших присоединиться и приводя в сомнение уже присоединившихся. Пермские священники, занимавшиеся работой со старообрядцами, жаловались на Коноплёва пермскому епархиальному миссионеру прот. Стефану Луканину. После неоднократных продолжительных бесед с прот. Стефаном Коноплёв стал терпимее относиться к правосл. Церкви. Пермский еп. Петр (Лосев) прислал старообрядцу «Догматическое богословие» Московского митр. Макария (Булгакова), этот труд убедил Коноплёва в том, что правосл. Церковь в догматах веры не погрешает.
В 1893 г. Коноплёв в качестве подрядчика поставил на Белой горе первые хозяйственные постройки буд. миссионерского мон-ря, 28 сент. собралось духовенство окрестных заводов и сел для служения благодарственного молебна, освящения колоколов и колодцев. Еп. Петр обратился к народу с проповедью, в к-рой говорил о преданиях и обрядах, т. е. о том, что является камнем преткновения для старообрядцев. Выслушав его, Коноплёв упал на колени, отрекся от раскола, просил прощения и благословения участвовать в молитве. 17 окт. в кафедральном соборе Перми еп. Петр присоединил Коноплёва, а вскоре и 19 его родственников во главе с 75-летним отцом к правосл. Церкви; их примеру последовали мн. старообрядцы Пермского края. 5 нояб. Коноплёв стал послушником при пермском архиерейском доме, 6 нояб. еп. Петром, возложившим на бывш. старообрядца собственный иноческий клобук, был пострижен в рясофор, 1 февр. 1894 г.- в мантию, на следующий день рукоположил во иеродиакона. 22 февр., в день освящения первого монастырского храма во имя свт. Николая, В. был рукоположен во иеромонаха и назначен управляющим мон-рем на Белой горе. Прежде всего он ввел в обители уставное богослужение (сам читал и пел на клиросе), на должную высоту поставил проповедь. Уклад монастырской жизни был очень строг, благодаря чему обитель сразу приобрела высокий авторитет в глазах народа; самоотверженная деятельность иноков привлекала многочисленных благотворителей, развернулось широкое строительство. 20 янв. 1897 г. Белогорский мон-рь был утвержден штатным общежительным, а В. назначен его настоятелем. Обитель благоустраивалась и процветала. За 4 года в ней появились все необходимые промыслы и ремесла - от выделки кирпича до золочения утвари и риз на иконах. В 1898 г. В. вместе с письмоводителем послушником Георгием Кузнецовым совершил паломничество по известным российским мон-рям и пустыням, позже посетил Афон и Св. землю. В 1902 г. в Белогорском мон-ре состоялась закладка престола величественного Крестовоздвиженского собора (освящен летом 1917).
24 июня 1902 г. В. был возведен в сан игумена, 25 июля 1905 г. назначен благочинным жен. мон-рей, 14 янв. 1910 г.- благочинным также и муж. мон-рей Пермской епархии, 8 мая 1910 г. возведен в сан архимандрита. В янв. 1914 г. избран почетным членом Пермского губернского отд-ния Союза русского народа, состоял в Пермском церковно-археологическом об-ве. Награжден орденом св. Анны 3-й (1914) и 2-й (1916) степени. В 1917 г. участвовал во всероссийском монашеском съезде, проходившем в ТСЛ (см. Съезды монашествующих в России), затем в 1-й сессии Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.
В авг. 1918 г. Белогорский мон-рь захватили большевики; 25 авг. В. был арестован и по дороге в уездный г. Оса расстрелян. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. 18 янв. 2002 г. на подворье Белогорского мон-ря в Перми открылась часовня во имя В. и иже с ним пострадавшей братии.